13-я полка

записки о комиксах

Шелфпорн по издательствам: Пафосный гном

Образовавшееся только в этом году молодое издательство “Пафосный гном” на данный момент единственное, книги которого у меня собрались полностью. Это очень странный список, который интересно рассмотреть подробнее. Начав год с матерящегося плюшевого гангстера, оно вдруг выпустило под конец девочковую историю с рейтингом 6+. Есть ли у этих работ что-то общее? Кто их читатели? Приглашаю посмотреть.


Бо плюшевый гангстер

Павел Балабанов, Василий Терентьев

Почему-то у этого комикса практически нет информативных рецензий, что очень странно – работа, как минимум, для русских авторов необычная. Выпущенная в 2014м году на английском гангста-история, написанная для американцев, базируется на культуре и эстетике чернокожих банд. Как и культовые Черепашки-ниндзя, кстати, так что утверждения вида “зачем этот комикс нам в России” представляется мне немного лицемерным.

Итак, что важно знать о “Бо, плюшевом гангстере”:

  1. Большая часть персонажей матом не ругается, а разговаривает. Это нормально, логично и естественно. Но если вы не смотрели старые боевики в переводе Гоблина, читать может быть сложно. Кстати, автор умеет обращаться с матом и четко знает как, когда и в каком количестве его использовать, что приятно (одно время доводилось читать пару литературных опытов школьников, которые хотели изобразить “крутых бандитов”).
  2. История практически полностью состоит из лютого экшена и постоянных боев. На эту атмосферу работает стиль рисунка, цвета и каждый кадр. Фон часто просто обозначается пятнами и штрихами, но вряд ли вы вообще будете рассматривать детали. Драки поставлены хорошо, практически кинематографично – спотыкаться, пытаясь понять кто кого и чем ударил не приходилось. Запредельной жестокости нет – особо кровавые моменты нарисованы более условно и карикатурно – комикс больше боевик, чем “кишки-расчлененка”.
  3. Манера изображать женских персонажей – шаблонная и самая для потенциальных читательниц отпугивающая. Разумеется, никто не ориентировался на женскую аудиторию изначально, но в России она у комиксов есть и немалая. Тут стоит заметить, что если этот порог вхождения преодолеть, открываются интересные детали. Например, при постоянных угрозах кого-нибудь вз*бать, сцен сексуального насилия в “Бо” нет. А один из самых сильных и пугающих образов – колдунья вуду, которой шаблонная фигура и черты лица никак не мешают стать выразительным запоминающимся персонажем.

Что ещё я могу добавить про этот комикс? У него отличный закрученный сюжет, но мои поиски так и не дали мне ответа на вопрос – будет ли продолжение? История зрелищна, в финале большинство интриг закрывает, но нам скорее расставили фигуры на доске, чем дали ответы на все возникшие вопросы. И если автор проект забросил, это довольно сильный аргумент против.

Аргументов за два:

  • отличный кислотный динамичный рисунок, хорошее построение кадров;
  • закрученная, внятно рассказанная история, сочетающая лютый экшен с непредсказуемостью.

Гигантские малыши-роботы

Андрей Молодцов, Олег Грин

Совсем простой комикс, сюжет которого можно полностью проспойлерить парой предложений. История ценна рядом одностраничных забавных сценок про развлечения гигантских роботов и лаконичными трехкадровыми стрипами о реакции людей (они клевые, жаль мало).

Рисунок даже не знаю как описать. Художнику очень удались детальки фона, роботы и вот эта бабка с покерфейсом. Люди и их эмоции по большей части странноваты и невыразительны. Картинка в целом скорее хороша, чем нет, но для истории, вся соль которой в немых сценках, хочется чего-то более крутого.

Этот комикс смог меня развлечь в дороге после фестиваля, о покупке не пожалела, но написать длинный обзор, увы, не о чем.

Драка века

Евгения Кундозерова

Зимняя история про детство, дружбу и девочек. И да, я от нее в восторге! Давно было ощущение, что какой-то подобной истории во множестве русских комиксах не хватает. Серьезные взрослые автобиографии для детей сложноваты, пропагандистские брошюры от неокрепших мозгов лучше держать подальше, а фантастические серии всё-таки не охватывают интересы всех потенциальных читательниц.

“Драка века” – рассказ о первом конфликте двух подруг. История касается двух универсальных тем: детства и дружбы. Отлично передан взгляд на мир со стороны ребенка: важность кажущихся пустяковыми вещей, сложности взаимопонимания, когда проще запустить снежком, чем объяснить свои поступки. Способы решения и развития конфликта исключительно девочковые – зрелищного махача за гаражом не дождетесь, но эмоциональное напряжение и накал страстей от этого не уменьшаются. Есть мнение, будто мальчикам такое не интересно. Судить так ли это не могу, но сильно подозреваю, что взрослым мальчикам с детьми (особенно с дочками) должно понравиться.

Рисунок лаконично-карикатурный, стиль автора подходит истории. На некоторых кадрах видно, что мастерство еще не отточено, но общее впечатление все равно приятное. Мое дите, которое пока не доросло до рейтинга комикса, забрало его у меня, внимательно пролистало каждую страницу и сообщило “к’ясиво”. Не вижу серьезных причин с ним спорить.

В целом у меня только две, но очень весомые претензии:

  • непонятная грязь на нескольких страницах. Брак печати? Артефакты рисунка?
  • Реклама других изданий в конце. Нет, это конечно право издателя, но, блин, тут рейтинг 6+! Не могу же я подарить племяшке комикс с рекламой медведя-матершинника, меня ее родители потом на порог не пустят.

А вот взрослым подругам подарю с удовольствием!

Комментарии