13-я полка

записки о комиксах

Тюмэн

Если не каждый второй, то каждый третий начинающий автор комиксов непременно хочет создать либо русского супергероя, либо пародию на него. Можно много говорить отчего так происходит, но статья не об этом. Впервые услышав о комиксе Георгия ЕлаеваТюмэн”, я врубила максимальный скепсис и не прошла мимо только из-за географически обусловленного интереса.

Однако, как выяснилось, это совсем не та книга, о которой стоит судить по первому впечатлению. При поверхностном взгляде от Тюмэна отпугивает все – и рисунок, и идея, и любые аннотации или обзоры. О нем вообще невероятно сложно рассказать. За этот текст я бралась уже трижды, но осмысленный обзор никак не хотел складываться.


Рисунок.

Я никогда не смогу объяснить, чем картины примитивистов отличаются от детских каракуль, и в каких случаях “авторский стиль” расшифровывается как “не умею и не хочу рисовать, вот вам палочки”. Не поручусь также, что узнаю шедевр абстрактного искусства среди его посредственных копий. Поэтому доверять ли моему мнению о рисунке – вопрос открытый. Но иногда я замечаю некоторую бездушность академчески верно построенной картины или подолгу вглядываюсь в кажущееся бессмысленным сочетание кривых линий. Так вот, в комиксах довольно часто случается, что кривоватая анатомия и мультяшные гримасы персонажей оказываются более выразительными, чем самые подробные и реалистичные иллюстрации.

Тюмэн – именно тот случай. Рисунок нельзя сравнить с красочными и детальными европейскими комиксами, однако нельзя приравнять его и к почеркушкам гениального Дюрана или палочкам “Цианида и Счастья”, не представляющим интереса без слов и сюжета.

Эмоционально насыщенное и эстетически неоднозначное графическое исполнение “Тюмэна” работает на атмосферу истории, добавляя происходящему безумия и тревожности.

Поначалу бросаются в глаза слабые стороны рисунка – обильные динамические сцены и драки бессвязны, происходящее угадывается с трудом. Но, перенеся во втором томе значительную часть действия в пространство бессознательного, автор выгодно подчеркивает свою сильную сторону – символизм, цепляющий еще на первых страницах. Заметно также, что художник со временем прокачивается – построение кадров становится более продуманным, язык образов усложняется.

Сюжет

Тюмэн – сплав супергеройских образов, Данилы Багрова, Пелевина и рефлексии автора о своем месте в неуютной реальности провинциальных городов. Некий журналист случайно узнал тайну добычи нефти и по неизвестной причине получил ее силу. С тех пор герой постоянно ищет, куда теперь эту силу приложить, чтобы победить несправедливость. Он агрессивен, не особо толерантен и не блещет умом. Женщины щедро одаривают Тюмэна сексом и звездюлями, причем всегда незаслуженно.

Тюмень – столица нефти, место действия и незримый персонаж, собирающий в себе все пороки и страсти мира. Искреннее желание помочь и очередной мордобой во имя справедливости здесь ничего не меняет: только снова и снова перетряхивает реальность, выталкивая на вершину очередного дельца с планом завоевания мира.

Лидер феминистского движения, дорвавшись до власти, начинает карьеру с запрета геев. Спортивные соревнования служат прикрытием для некромантских ритуалов. А героя, победившего персонифицированную сущность нефти, подключат к трубопроводу, чтобы выкачивать золотоносный ресурс из его крови. Происходящее настолько нелепо и абсурдно, что вы смеетесь до слез, и настолько узнаваемо, что слезы переходят в рыдания.

В истории не чувствуется нарочитой пародии на жанр супергероики, убившей немало хороших идей еще в зародыше. Нет тут и стремления сгустить краски, создать Тюменский постапокалипсис, трэшвого антигероя или “Русских Хранителей”. Тюмэн и его мир – честны и искренни, и именно этим так смешат и пугают.

На обложке первой книги стояло 21+, как маркировка алкоголя на Западе. Наверное, это излишне строго, но 18+ применимо справедливо. К этой книге лучше не приближаться при отсутствии чувства юмора, ждать под обложкой веселую комедию тоже опасно. Мне хочется советовать “Тюмэна” всем и каждому, потому что этот комикс мог родиться только в России. Но, цитируя Пугало из фильма про Бэтмена, “я не говорил, что им это понравится”. Скорее всего, комикс возмутит, расстроит или вызовет недоумение, как и положено любому эмоциональному высказыванию.


PS Иллюстрации вырезаны из превью на странице Тюмэна. Прямо сейчас идет сбор на издание финала трилогии.

Комментарии